11.1.
Чрезвычайно
важно не
только
предложить
правильную
конструкцию
новой
Учетной
системы, но
и
разработать
реалистичный
процесс
перехода от
существующей
Учетной
системы к
новой. Без
продуманного
процесса
перехода,
который бы
учитывал
интересы
участников
рынка
ценных
бумаг и
давал бы им
возможность
приспособиться
к новой
реальности,
даже
идеальная
конструкция
не может
быть
реализована.
11.2.
Предлагаемая
конструкция
новой
Учетной
системы
отличается
тем, что
переходить
к ней можно
постепенно,
не мешая
работе
существующей
системы, а
только
предоставляя
участникам
новые
возможности,
реализация
которых
приведет к
постепенному
отмиранию
неэффективных
функций.
11.3. В этом
разделе мы
перечислим
мероприятия,
которые по
мнению
авторов
необходимо
выполнить,
чтобы
приступить
к
реформированию
Учетной
системы.
Среди них
перечислены
нормативные
документы,
которые
необходимо
принять или
переработать,
с целью
создания
комфортной
законодательной
среды и
практические
действия,
которые
необходимо
осуществить.
В настоящем
докладе не
оцениваются
возможные
сроки
проведения
перечисленных
мероприятий.
Сроки
зависят от
того, какие
усилия
будут
приложены
для
реализации
предложенного
плана.
11.4. После
успешного
завершения
мероприятий,
перечисленных
в настоящем
разделе,
будут
заложены
основные
конструкции
новой
Учетной
системы и
первый этап
ее
строительства
можно будет
считать
завершенным.
11.5. В
качестве
первого
шага
следует
рассматривать
публикацию
настоящего
доклада и
организацию
его
реального
обсуждения
среди
профессиональных
участников
рынка,
эмитентов и
крупных
инвесторов.
11.6.
Внесение
корректив в
доклад по
результатам
обсуждения
и принятие
государственной
программы
развития
Учетной
системы
рынка
ценных
бумаг.
11.7.
Принятие
новых
редакций
Указа
Президента
РФ и
Постановления
Правительства
РФ об
организации
Центрального
расчетного
депозитария
(ЦРД).
11.8.
Организация
ЦРД на новой
правовой
основе.
Подготовка
ЦРД к
осуществлению
своих
функций.
Принятие
документов,
регламентирующих
работу ЦРД.
Разработка
требований
к базовым
депозитариям.
Прием
первых
базовых
депозитариев
в число
владельцев
ЦРД.
Разработка
регламентов
взаимодействия
ЦРД, базовых
депозитариев
и
регистраторов.
11.9.
Принятие
поправок в
закон “О
рынке
ценных
бумаг” в
части,
относящейся
к
регистраторской
и
депозитарной
деятельности
и к порядку
фиксации
прав
собственности
на ценные
бумаги.
11.10.
Оборудование
ЦРД
вычислительной
техникой и
начало
эксплуатации
программного
обеспечения.
Организация
линий связи
и
утверждения
протоколов
связи между
ЦРД,
базовыми
депозитариями
и
регистраторами.
11.11.
Принятие
ЦРД
регламентов
по
шифрованию
сообщений и
использованию
электронных
документов
при
междепозитарном
взаимодействии
и при
взаимодействии
с
регистраторами.
Организация
процедуры
выдачи
ключей
шифрования
и
верификации
сообщений и
электронных
документов.
11.12.
Объединение
ЦРД с
Трансфер-агентским
центром (ТАЦ).
11.13. Отмена
запрета на
совмещение
выполнения
функций
расчетного
депозитария
с иными
видами
профессиональной
деятельности
на рынке
ценных
бумаг, а
также с
другими
видами
предпринимательской
деятельности
при
введении
механизмов
надлежащего
контроля за
деятельностью
совместителей.
11.14.
Заключение
договоров о
взаимодействии
между ЦРД,
базовыми
депозитариями
и
регистраторами.
Открытие
необходимых
счетов ЦРД у
регистраторов
и базовыми
депозитариями
в ЦРД.
11.15. Начало
осуществление
расчетов по
счетам
базовых
депозитариев
-
номинальных
держателей,
открытых у
регистраторов.
11.16. Начало
осуществления
расчетов по
счетам
базовых
депозитариев,
открытых в
ЦРД.
11.17.
Принятие
новых
стандартов
присвоения
номеров
государственной
регистрации
выпускам
ценных
бумаг.
11.18. Начало
исполнения
ЦРД функций
Национального
нумерующего
агентства.
11.19. Начало
исполнения
ЦРД функций
Центральной
базы данных
рынка
ценных
бумаг.
11.20.
Подготовка
и принятие
ФКЦБ при
участии
иных
заинтересованных
органов и
участников
рынка новых
согласованных
редакций
положений о
депозитарной,
регистраторской
и
брокерской
деятельности
(постановления
№№ 21, 27, 36),
соответствующих
требованиям
государственной
программы
развития
Учетной
системы.
11.21.
Внесение
Банком
России
необходимых
изменений в
свои
документы,
относящихся
к
депозитарной
деятельности
кредитных
организаций
и
регламентирующих
ведение
депозитарного
учета.
11.22.
Организация
взаимодействия
с МГИ и РФФИ.
Начало
исполнения
ЦРД по
поручениям
МГИ и РФФИ
функций
оператора
по
государственному
пакету
акций и
организация
инвентарного
учета акций
государственного
пакета.
11.23.
Согласованная
переработка
ПАРТАД и
НАУФОР
стандартов
осуществления
депозитарной,
регистраторской
и
брокерской
деятельности
с целью
приведения
их в
соответствие
с новыми
нормативными
документами.
11.24.
Организация
ЦРД
взаимодействия
с Банком
России и с
банками с
целью
осуществления
переводов
ценных
бумаг на
условиях
ППП (поставка
против
платежа).
Начало
осуществления
переводов
ценных
бумаг на
условиях
ППП.
11.25.
Принятие
основных
правил
обездвиживания
и
дематериализации
ценных
бумаг ранее
выпущенных
в
документарной
форме.
Начало
сбора и
распространения
ЦРД
сведений о
признаках
подлинности
и
платежности
обращающихся
сертификатов
ценных
бумаг и о
сертификатах
ценных
бумаг, на
обращение
которых
наложены
ограничения.
Организация
системы
проверки
сертификатов
ценных
бумаг на
подлинность
и
платежность.
11.26.
Разработка
ЦРД
совместно с
базовыми
депозитариями
стандартов
междепозитарного
взаимодействия.
Разработка
ЦРД
совместно с
базовыми
депозитариями
и
регистраторами
стандартов
совершения
операций по
счетам
номинальных
держателей.
Использование
разработанных
стандартов
в
рекомендательном
режиме.
11.27.
Увеличение
числа
базовых
депозитариев
-
совладельцев
ЦРД,
заключение
ими и ЦРД
договоров о
взаимодействии.
Включение в
Учетную
систему
новых
регистраторов.
Выполнение
ЦРД
переводов
по счетам
новых
участников
базовых
депозитариев
-
номинальных
держателей
у
регистраторов,
включенным
в Учетную
систему.
11.28. Первый
этап
построения
новой
Учетной
системы
следует
считать
завершенным,
после того,
как объем
ценных
бумаг, на
счетах,
находящихся
в ЦРД, под
управлением
ЦРД и на
счетах
базовых
депозитариев
- участников
ЦРД, можно
будет
ориентировочно
оценить, как
четверть
всего
объема
эмиссионных
ценных
бумаг,
обращающихся
на
российском
рынке.