12. Дальнейшие мероприятия по реформированию Учетной системы

12.1. После завершения первого этапа реформирование Учетной системы должно быть продолжено. На следующем этапе должны выявиться новые потребности, новые конструкции, следует сформировать новые проекты. Предлагаемый в настоящем разделе план по мере осуществления реформ может и должен быть скорректирован. Успешная реализация мероприятий, перечисленных в настоящем разделе, будет означать, что в России построена эффективная учетная система рынка ценных бумаг, в основном соответствующая современному уровню развитых стран.

12.2. Поэтапное расширение числа базовых депозитариев и числа регистраторов, установивших взаимодействие с ЦРД. Аккредитация кастодиальных депозитариев у базовых. Постепенное уменьшение числа депозитариев и регистраторов, функционирующих вне новой Учетной системы. Сведение к минимуму числа переводов, происходящих вне новой Учетной системы. Завершение формирования системы базовых депозитариев.

12.3. Поэтапное развитие транспортной сети для передачи междепозитарных сообщений и сообщений между депозитариями и регистраторами. Завершение организации на базе ЦРД центра раздачи ключей шифрования и верификации электронных документов.

12.4. Принятие стандартов электронного документооборота. Перевод междепозитарного взаимодействия в основном на электронный документооборот.

12.5. Законодательное оформление разрешения на совмещение депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.

12.6. Завершение присвоения новых номеров государственной регистрации осуществленным ранее выпускам российских ценных бумаг. Вступление в международную ассоциацию Национальных нумерующих агентств (ANNA). Корректировка по согласованию с ANNA международных номеров ISIN, ранее присвоенных российским ценным бумагам.

12.7. Разработка и принятия обязательных для участников Учетной системы стандартов осуществления междепозитарных переводов и переводов по лицевым счетам у регистраторов. Разработка и принятие стандартов депозитарной деятельности.

12.8. Обездвиживание и дематериализация большей части ценных бумаг, ранее выпущенных в документарной форме.

12.9. Установление необходимого взаимодействия ЦРД и другими депозитариями с Банком России, кредитными организациями и денежной расчетной системой. Выполнение ЦРД и другими депозитариями Учетной системы переводов ценных бумаг на условиях ППП (поставки против платежа).

12.10. Начало исполнения ЦРД функций резервного депозитария.

12.11. Разработка и принятие закона «Об учетной системе рынка ценных бумаг».

12.12. Постепенное расширение круга акций, принадлежащих государству, по которыми ЦРД является оператором и выполняет поручения МГИ и РФФИ. Полный переход всего государственного пакета под техническое управление ЦРД. Осуществление ЦРД в пользу МГИ и РФФИ инвентарного учета акций, принадлежащих государству.

12.13. Ввод в действие ЦРД системы резервного дублирования данных для депозитариев и регистраторов, являющихся участниками Учетной системы. Заключение на добровольной основе договоров о резервном дублировании данных о состоянии счетов депо и совершенных операциях с участниками Учетной системы.

12.14. Расширение набора услуг, оказываемых депозитариями своим клиентам до объема, принятого на современных фондовых рынках. В частности, организация кредитования ценными бумагами.

12.15. Организация ЦРД междепозитарных отношений с депозитариями стран СНГ. Возможность осуществления трансграничных переводов ценных бумаг.

12.16. Установка ЦРД междепозитарных связей с крупнейшими иностранными депозитарными системами и другими центральными депозитариями. Осуществление международных депозитарных переводов, в том числе и на условиях ППП (поставка против платежа).

12.17. Вступление ЦРД в международную ассоциацию центральных депозитариев ECSDA. Организация ассоциации постсоветских депозитариев.

12.18. Получение крупными регистраторами статуса базовых депозитариев. Переход мелких регистраторов в разряд агентов эмитента по сбору реестра и передача ими реестров для ведения базовым депозитариям. Сведение к минимуму числа не определившихся регистраторов.

12.19. Частичное принятие ЦРД на себя функций технологического и профессионального контроля за депозитариями Учетной системы.

12.20. После осуществления приведенных в настоящем разделе мероприятий и после того, как абсолютное большинство действующих депозитариев и регистраторов станут участниками новой Учетной системы и после того, как объем ценных бумаг, находящихся вне новой Учетной системы станет минимальным можно говорить о том, что в общих чертах построение современной Учетной системы фондового рынка можно считать завершенным.

 

13. Интернет и иные новшества

13.1. При наличии соответствующей правовой базы и достижения адекватного уровня надежности Интернет может служить транспортной сетью для передачи междепозитарных сообщений и для пересылки поручений депонента и отчетов депозитариев.

13.2. Иные Интернет-ориентированные технологии в организации работы Учетной системы могут быть использованы при достижении ими адекватного технологического и правового уровня.

13.3. Следует принять стандарты электронного документооборота в Учетной системе, установить правовой статус электронных документов, решить процедурные вопросы, связанные с использованием электронных документов.

13.4. Следует поощрять предоставление на добровольной основе услуг по предоставления в аренду технических средств и программного обеспечения для автоматизации осуществления депозитарной деятельности (outsourcing). Подобного рода услуги могут предоставляться ЦРД и базовыми депозитариями. Целью получения на добровольной основе такой услуги является снижение издержек на разработку поддержку и модификацию программного обеспечения, а также на эксплуатацию технических средств. Указанная услуга также способствует стандартизации используемого программного обеспечения и принципов ведения депозитарного учета

13.5. Использование иных современных технологий в организации работы Учетной Системы возможно после того, как их необходимость и полезность для системы будет признана участниками.

 

14. Заключительные положения

14.1. С момента начала развития российского рынка ценных бумаг упущено очень много времени и реальных возможностей. Пора начинать исправлять сделанные ошибки.

14.2. Единую учетную систему рынка ценных бумаг Российской Федерации все равно рано или поздно придется создавать. Чем дольше мы не приступаем к созданию такой системы, тем больше своих локальных проектов реализуют участники рынка. Впоследствии фрагменты инфраструктуры, реализованные в этих проектах, все больше и больше будут затруднять строительство единой Учетной системы.

14.3. Каждый участник рынка ценных бумаг, которому удалось создать реально и достаточно хорошо работающий депозитарий или эффективного регистратора имеет право на сохранение своего бизнеса (возможно постепенно приспосабливаясь к изменяющимся условиям) и на понимание его позиции при организации и создании единой Учетной системы.

14.4. Каждый участник рынка ценных бумаг, реализовавший успешно работающий инфраструктурный проект, имеет право на учет его позиции и на предоставление возможности приспособить свой проект к новым обстоятельствам. Он также имеет право на то, что при построении Учетной системы будет учтен его вклад в осуществление этого проекта и предоставлена возможность получить адекватную компенсацию в новой системе в случае использования разработанных им технологий.

14.5. Построение новой Учетной системы происходит постепенно. Эволюционный путь развития дает время и возможность каждому приспособиться к меняющейся среде и сохранить свой бизнес.

14.6. При построении новой Учетной системы не должно быть проигравших. В выигрыше должны оказаться все участники рынка за исключением работающих неэффективно и извлекающих доход из своего монопольного положения.

14.7. Построение единой Учетной системы возможно только при поддержке правительства Российской Федерации и, в первую очередь, ФКЦБ, которая в соответствии с законом несет ответственность за развитие российского рынка ценных бумаг. Необходимо согласие и участие в проекте Банка России, без которого построение реальной Учетной системы невозможно.

14.8. Начинать реализовывать проект построения единой Учетной системы можно только при согласии основных участников рынка. Против их воли и без их участия такая система построена быть не может.

14.9. Начинать строительство Учетной системы следовало гораздо раньше. Ничто не мешало этому, кроме непонимания важности задачи и нежелания прилагать усилия к общему делу, которое не приносило немедленной прибыли. Отсутствие в период 1992-1999 годов осмысленного плана построения Учетной системы российского рынка ценных бумаг, который бы последовательно реализовывался на практике, значительно замедлило развитие российского фондового рынка и явилось свидетельством некомпетентности его руководителей. Хочется надеяться, что наступает пора исправлять сделанные ошибки.

P.S. Настоящий доклад публикуется на данном сайте с разрешения автора

предыдущая         оглавление                           

 

 

Hosted by uCoz