4. Базовые депозитарии

4.1. Базовые депозитария являются основой Учетной системы. Главным предназначением базовых депозитариев является ведение междепозитарных счетов кастодиальных депозитариев, обеспечение расчетов между ними по ценным бумагам и обслуживание торговых и клиринговых систем. Базовые депозитарии также могут вести счета депо владельцев ценных бумаг.

4.2. Только базовые депозитарии являются совладельцами ЦРД и открывают в нем междепозитарные счета. Депозитарий становится базовым после включения его в систему ЦРД. Для включения в систему ЦРД депозитарий должен стать его совладельцем, а также удовлетворять требованиям по размеру, техническому оборудованию, линиям связи и надежности, предъявляемым ЦРД к базовым депозитариям. Общее число базовых депозитариев не должно быть слишком велико, однако их количество целесообразно регулировать не посредством «лицензирования», а через предъявление к базовым депозитариям квалифицирующих требований.

4.3. Базовые депозитарии, являясь основными институтами Учетной системы, стремятся оказывать своим клиентам весь спектр услуг, принятых на развитых рынках ценных бумаг. Целесообразно совместное установление стандартного минимума услуг, которые должны быть оказаны клиентам любого базового депозитария.

4.4. Организация Учетной системы должна способствовать развитию свободной конкуренции между базовыми депозитариями. Учетная система не накладывает на базовые депозитарии ограничений, препятствующей их конкуренции при обслуживании финансовых рынков. Торговые и клиринговые системы для осуществления расчетов вправе по своему усмотрению пользоваться услугами одного или нескольких базовых депозитариев.

4.5. Базовые депозитарии открывают междепозитарные счета депо кастодиальным депозитариям и счета депо владельцам. Базовые депозитарии осуществляют поставки ценных бумаг по результатам работы торговых и клиринговых систем. Базовые депозитарии могут открывать междепозитарные счета иностранным депозитариям и кастодианам и в ряде случаев открывать у них междепозитарные счета. Базовые депозитарии имеют право на совершение трансграничных переводов ценных бумаг.

4.6. Базовые депозитарии могут хранить сертификаты документарных ценных бумаг, в том числе глобальные сертификаты.

4.7. Базовые депозитарии самостоятельно определяют свою специализацию. Не накладывается запретов на совмещение базовыми депозитариями исполнения функций расчетного депозитария с осуществлением иных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и предпринимательской деятельности на финансовых рынках. При этом за совместителями осуществляется необходимый контроль со стороны регулирующих органов и могут быть предъявлены специальные требования к ним.

4.8. Взаимные междепозитарные расчеты базовые депозитарии, как правило осуществляют через счета, открытые в ЦРД. С целью ускорения междепозитарных расчетов допускается открытие базовыми депозитариями междепозитарных счетов друг другу.

4.9. Базовые депозитарии открывают счета номинальных держателей у регистраторов. Переводы по своим счетам номинальных держателей базовые депозитарии осуществляют самостоятельно или самостоятельно с использованием телекоммуникационной системы доступа к счетам номинальных держателей, организованной ЦРД, или через ЦРД, выполняющего трансфер-агентские функции. По мере совершенствования работы ЦРД доля переводов по счетам номинальных держателей, выполняемых самостоятельно, должна уменьшаться, а доля переводов, выполняемых с помощью ЦРД, как трансфер-агента, должна возрастать.

4.10. На следующем этапе должно начать уменьшаться количество ценных бумаг, находящихся на счетах номинальных держателей, открытых базовыми депозитариями у регистраторов, и возрастать количество ценных бумаг, находящихся на междепозитарных счетах базовых депозитариев, открытых в ЦРД.

4.11. Базовые депозитарии могут быть головными учетными институтами по тем выпускам ценных бумаг, для которых не требуется ведение реестра владельцев. При условии законодательного разрешения на совмещение депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг базовые депозитарии могут становиться головными учетными институтами по именным ценным бумагам.

4.12. Базовые депозитарии могут открывать междепозитарные счета кастодиальным депозитариям. Совокупность кастодиальных депозитариев, открывших междепозитарные счета в одном базовом депозитарии, образует субдепозитарную систему данного базового депозитария. Базовый депозитарий вправе предъявлять к участникам своей субдепозитарной системы дополнительные требования по сравнению с общими требованиями, предъявляемыми к базовым депозитариям, если только предъявление таких требований не входит в противоречие с общими правилами работы Учетной системы. Различия требований разных базовых депозитариев к своим субдепозитариям не должны препятствовать клиентскому депозитарию осуществлять депозитарную деятельность и вести депозитарный учет, основываясь на единых принципах, принятых в Учетной системе. В будущем различия требований по вхождению в разные субдепозитарные системы должны быть сведены к минимуму.

4.13. Для включения в Учетную систему кастодиальный депозитарий должен быть аккредитован у базового, который становится для него ведущим. Ведущий депозитарий должен способствовать сохранности ценных бумаг депонентов клиентского депозитария, при возникновении нестандартных ситуаций полностью или частично принимая на себя обязанности клиентского депозитария. Кастодиальный депозитарий может входить в несколько субдепозитарных систем базовых депозитариев.

4.14. Базовые депозитарии связаны с кредитными организациями и обеспечивают переводы ценных бумаг на условиях «поставки против платежа» как внутри своей субдепозитарной системы, так и между базовыми депозитариями, и между счетами номинальных держателей у регистратора.

 

5. Кастодиальные депозитарии

5.1. Кастодиальные депозитарии предназначены для ведения счетов владельцев ценных бумаг. Кастодиальными депозитариями могут быть банковский депозитарий, депозитарий брокера, в некоторых случаях специализированный субрегиональный депозитарий. Кастодиальные депозитарии не могут открывать междепозитарные счета другим депозитариям.

5.2. Кастодиальные депозитарии открывают междепозитарные счета у базовых депозитариев. Кастодиальные депозитарии не могут открывать междепозитарные счета в ЦРД. Кастодиальные депозитарии не могут открывать счета иностранным учетным институтам и в иностранных учетных институтах.

5.3. Кастодиальные депозитарии могут хранить сертификаты документарных ценных бумаг, однако не могут хранить глобальные сертификаты и не могут быть головными учетными институтами по выпускам ценных бумаг.

5.4. Кастодиальные депозитарии не могут выполнять расчетные функции по обслуживанию торговых и клиринговых систем.

5.5. Кастодиальные депозитарии могут иметь счета номинальных держателей у регистраторов. Операции по своим счетам номинальных держателей кастодиальные депозитарии выполняют самостоятельно без участия ЦРД. Впоследствии кастодиальные депозитарии предпочтут перевести ценные бумаги со своих счетов номинальных держателей у регистраторов на междепозитарные счета у базовых регистраторов, поскольку это должно стать более выгодно экономически.

5.6. Кастодиальный депозитарий может быть включен в несколько субдепозитарных систем, организуемых базовым депозитарием. Для каждого кастодиального депозитария есть один ведущий базовый депозитарий, в чьей субдепозитарной системе он состоит и через который происходит включение кастодиального депозитария в Учетную систему.

5.7. Для обслуживания клиентов, находящихся на удаленных территориях, кастодиальный депозитарий может открывать трансфер-агентские офисы, принимающие поручения клиентов и передающие им отчеты о выполненных операциях.

5.8. Целесообразно принять единый для Учетной системы стандартный минимальный набор услуг, который обязаны оказывать кастодиальные депозитарии своим клиентам.

 

6. Центральный расчетный депозитарий

6.1. Центральный расчетный депозитарий (ЦРД) является ядром Учетной системы. Он обеспечивает ее целостность путем осуществления расчетов между участниками Учетной системы и организации единой системы телекоммуникаций. ЦРД также выполняет функции, необходимые всем участникам: присвоение стандартных кодов, адресов, ключей, а также по разработке и внедрению в рамках своей компетенции единых стандартов и правил функционирования Учетной системы.

6.2. ЦРД открывает междепозитарные счета базовым депозитариям и осуществляет переводы ценных бумаг по этим счетам.

6.3. ЦРД обеспечивает базовым депозитариям электронный доступ к их счетам, открытым у регистраторов, что позволяет базовым депозитариям эффективно осуществлять переводы по счетам номинальных держателей.

6.4. ЦРД является центром телекоммуникационной инфраструктуры Учетной системы. Он связан с участниками Учетной системы современными каналами связи и отвечает за организацию их функционирования. ЦРД обеспечивает участникам Учетной системы эффективный доступ к их счетам, открытым у других участников.

Было бы целесообразно построение телекоммуникационной сети связи Учетной системы рынка ценных бумаг в тесной связи с расчетной сетью Банка России. Такой вариант развития особенно перспективен с учетом того, что, во-первых, поставки ценных бумаг, в значительной мере связаны со встречными денежными переводами и необходимостью организации ППП (поставки против платежа) и, во-вторых, многие участники Учетной системы являются кредитными организациями.

6.5. ЦРД обеспечивает выдачу участникам Учетной системы телекоммуникационных адресов и иных необходимых кодов. В рамках Учетной системы ЦРД осуществляет выдачу ключей шифрования и организует систему подтверждения подлинности электронных документов.

6.6. ЦРД ведет Центральную базу данных рынка ценных бумаг, которая содержит сведения об эмитентах, выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка и иные данные, необходимые для эффективного функционирования рынка ценных бумаг.

6.7. ЦРД может быть номинальным держателем у регистраторов. Базовые депозитарии должны получить возможность выбора: держать ли ценные бумаги на своих счетах номинальных держателей у регистраторов или действовать через ЦРД.

6.8. ЦРД может становиться головным учетным институтам по выпускам ценных бумаг, не требующих ведения реестра владельцев. При принятии соответствующих поправок к действующим нормативным документам ЦРД может также становиться головным учетным институтам по выпускам именных ценных бумаг.

6.9. ЦРД организует и обеспечивает связь Учетной системы с Банком России и банковской системой с целью организации ППП (поставки против платежа) при выполнении переводов ценных бумаг.

6.10. ЦРД организует проведение процессов обездвиживания и дематериализации ценных бумаг, выпущенных в документарной форме. Для ценных бумаг, остающихся (полностью или частично) в наличном обороте, ЦРД способствует организации системы проверки сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежность, а также распространяет сведения о признаках подлинности и платежности обращающихся сертификатов ценных бумаг и о сертификатах ценных бумаг, на обращение которых решениями соответствующих органов наложены ограничения.

6.11. В рамках своей компетенции ЦРД определяет порядок и стандарты функционирования Учетной системы. Через ЦРД и его политику государство оказывает влияние на инфраструктуру фондового рынка. ЦРД готовит и выпускает соответствующие документы при согласии комитета, состоящего из представителей участников Учетной системы, ЦРД и государства.

6.12. ЦРД является Национальным нумерующим агентством, присваивающим номер государственной регистрации российским выпускам ценных бумаг. ЦРД организует приведение принципов нумерации российских ценных бумаг к международному стандарту ISIN и присвоение новых номеров государственной регистрации тем выпускам, номера которых этому стандарту не соответствует. ЦРД вступает в международную Ассоциацию нумерующих агентств (ANNA) и обеспечивает международное признание российских номеров государственной регистрации.

6.13. ЦРД предоставляет на добровольной основе регистраторам и депозитариям услуги по дублированию информации о состоянии счетов их клиентов и сохранению сведений о совершенных операциях. Дублирование информации в ЦРД повышает надежность регистратора и депозитария и снимает с них обязанности по организации резервного копирования.

6.14. В дальнейшем ЦРД может взять на себя функции по организации страховых фондов или страховых обязательств, гарантирующих исполнение поставок по ценным бумагам.

6.15. ЦРД взаимодействует с иностранными учетными системами. Он открывает счета депо иностранным центральным депозитариями и международным расчетно-клиринговым системам, а также открывает счета депо у них. ЦРД организует проведение международных расчетов по ценным бумагам.

6.16. ЦРД принимает на себя обязанности по совершению по поручениям соответствующих государственных органов операций по счетам в депозитариях и у регистраторах, на которых находятся ценные бумаги, принадлежащие государству. ЦРД поэтапно осуществляет инвентаризацию этих счетов и подключение их к системе инвентарного учета государственного пакета ценных бумаг, которую ЦРД осуществляет в пользу МГИ, РФФИ и иных государственных органов.

Поскольку ЦРД не должен располагать региональной сетью филиалов, то к выполнению функций операционного агента по ценным бумагам государственного пакета целесообразно привлекать субагентов из числа учетных институтов, имеющих большую региональную сеть. Такими субагентами могут быть, например, Банк России, а также базовые депозитарии, имеющие разветвленную филиальную структуру или наладившие эффективную систему взаимодействия с регистраторами.

6.17. ЦРД в рамках своей компетенции контролирует выполнение базовыми депозитариями и регистраторами стандартов и правил Учетной системы и проводит их технический и технологический аудит.

6.18. ЦРД является закрытым акционерным обществом, не ставящим своей целью извлечение прибыли. Владельцами ЦРД, осуществляющими контроль за его деятельностью, являются базовые депозитарии и государство в лице уполномоченных правительственных органов (ФКЦБ и, по решению государства, иные) и Банка России.

На первом этапе доля и влияние государства должны быть достаточно большими, а по мере развития ЦРД - уменьшаться. Государству следует воздержаться от траты бюджетных денег на поддержку ЦРД. Государству следует поддерживать ЦРД путем подготовки и выпуска, а также корректировки необходимых нормативных документов и предоставлением помещения и оказанием технической и технологической помощи.

Государство должно финансировать осуществление лишь тех функций ЦРД, которые выполняются по его заказу, не принося конкретной выгоды остальным участникам.

В основном ЦРД должен строиться на деньги участников, оказывая необходимые для них услуги. Возможно, хотя и не обязательно, привлечение международной помощи. Привлечение международных займов возможно только с согласия участников и на условиях последующего возврата этих займов не государством, а самим ЦРД из полученных доходов.

6.19. Членство в системе ЦРД не является платным. Базовые депозитарии платят ЦРД только за хранение ценных бумаг в ЦРД и за выполненные операции по ежегодно согласуемым с участниками тарифам.

Доля собственности и степень влияния базовых депозитариев в ЦРД должна определяться уровнем их активности при проведении через ЦРД расчетных и иных операций.

6.20. ЦРД не должен становиться фактической собственностью или функционировать в пользу только государства, а также одного или нескольких наиболее активных участников Учетной системы. В рамках ЦРД должно происходить согласование интересов государства и участников рынка ценных бумаг в вопросах построения учетной инфраструктуры.

6.21. ЦРД может быть организован “с нуля”, вобрав в себя организуемый в течение последних двух с половиной лет “Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации”, или на базе одного из реально действующих в настоящее время депозитариев. Это решение должны принять учредители ЦРД.

6.22. ЦРД не начинает выполнять все свои операции сразу. Приоритетом является исполнение функций, которые наиболее необходимы государству и рынку в его теперешнем состоянии. По мере “взросления”, совершенствования рынка и изменения его потребностей ЦРД начинает выполнять новые функции, необходимые для удовлетворения изменившихся потребностей.

6.23. ЦРД не должен ограничивать операции участников рынка, проводимые ими сейчас. Он должен предоставлять участникам дополнительные возможности, которые позволят организовать новые, более эффективные и дешевые способы выполнения своих функций.

6.24. Создание ЦРД, являющегося ядром Учетной системы, ориентированного в своем развитие на согласование интересов государства и участников Учетной системы необходимо для построения эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг. ЦРД должен быть центральным депозитариев в том смысле, в котором это понимается международными рынками и в то же время в своем развитии исходить из специфики российского рынка ценных бумаг и его текущего состояния.

P.S. Настоящий доклад публикуется на данном сайте с разрешения автора

предыдущая        оглавление        дальше

Hosted by uCoz