3.1.
Учетная
система
состоит из
следующих
учетных
институтов:
регистраторы,
базовые
депозитарии,
кастодиальные
депозитарии,
Центральный
расчетный
депозитарий.
3.2.
Регистраторы
работают на
основании
лицензии на
осуществление
деятельности
по ведению
реестра,
руководствуясь
законом «О
рынке
ценных
бумаг» и
иными
нормативными
правовыми
актами РФ,
регламентирующими
эту
деятельность.
3.3.
Базовые и
кастодиальные
депозитарии
работают на
основании
лицензии
профессионального
участника
рынка
ценных
бумаг на
право
осуществления
депозитарной
деятельности,
руководствуясь
законом «О
рынке
ценных
бумаг» и
иными
нормативными
правовыми
актами РФ,
регламентирующими
депозитарную
деятельность.
3.4.
Центральный
расчетный
депозитарий
(далее ЦРД)
работает на
основании
лицензии
профессионального
участника
рынка
ценных
бумаг на
право
осуществления
депозитарной
деятельности,
руководствуясь
законом «О
рынке
ценных
бумаг»,
нормативными
правовыми
актами РФ,
регламентирующими
деятельность
Центрального
расчетного
депозитария
и иными
нормативными
правовыми
актами РФ,
регламентирующими
депозитарную
деятельность,
в части,
распространяющейся
на
Центральный
расчетный
депозитарий.
3.5.
Регистраторы
ведут
реестры
владельцев
именных
ценных
бумаг. Они
открывают
лицевые
счета
владельцам,
номинальным
держателям.
Номинальными
держателями
могут быть
базовые
депозитарии,
ЦРД и на
первом
этапе
кастодиальные
депозитарии.
Впоследствии
кастодиальные
депозитарии
начнут
работать с
регистраторами
не
непосредственно,
а через
базовые
депозитарии,
что будет
более
выгодно
экономически.
Следствием
этого
станет
отказ
кастодиальных
депозитариев
от
поддержания
счетов
номинальных
держателей
у
регистраторов.
3.6.
Базовые
депозитарии
являются
основой
Учетной
системы.
Базовые
депозитарии
ведут счета
депо
владельцев
и
междепозитарные
счета
кастодиальных
депозитариев.
Базовые
депозитарии
открывают
междепозитарные
счета в ЦРД
и счета
номинального
держателя у
регистраторов.
Базовые
депозитарии
могут
выполнять
функции
расчетного
депозитария,
осуществляя
депозитарные
операции на
основании
поручений,
полученных
от торговых
и
клиринговых
систем.
Базовые
депозитарии
могут
открывать
междепозитарные
счета
иностранным
депозитариям
и
кастодианам
и при
необходимости
открывать
соответствующие
счета у них.
В отдельных
случаях с
целью
ускорения
расчетов
базовые
депозитарии
могут
открывать
друг другу
междепозитарные
счета.
Базовые
депозитарии
обеспечивают
исполнение
внутридепозитарных
и
междепозитарных
переводов
на условиях
гарантий
поставки
против
платежа.
Представляется
целесообразным
допустить
выполнение
базовыми
депозитариями
функций
головного
учетного
института
по выпускам
ценных
бумаг, в том
числе по
именным.
Базовыми
депозитариями
могут быть
депозитарии,
обслуживающие
торговые
системы,
крупные
кастодиальные
депозитарии,
в том числе
с
иностранным
участием,
ведущие
региональные
или
межрегиональные
учетные
институты.
Обслуживание
депонентов
в регионах
может
строиться
на основе
филиалов
базовых
депозитариев.
3.7.
Кастодиальные
депозитарии
предназначены
для ведения
счетов
владельцев
ценных
бумаг. Они
не
открывают
междепозитарные
счета
другим
депозитариям
и
иностранным
учетным
институтам.
Кастодиальные
депозитарии
открывают
междепозитарные
счета
только в
базовых
депозитариях.
На первом
этапе
развития
Учетной
системы
кастодиальные
депозитарии
сохраняют
счета
номинальных
держателей
у
регистраторов.
Типичным
кастодиальным
депозитарием
является
депозитарий
банка или
брокерской
конторы.
Возможно
наличие
субрегиональных
кастодиальных
депозитариев.
3.8.
Центральный
расчетный
депозитарий
открывает
междепозитарные
счета
базовым
депозитариям
и
осуществляет
расчеты по
междепозитарным
переводам
между
базовыми
депозитариями.
ЦРД
является
расчетным
агентом по
счетам
номинальных
держателей,
открытых
базовыми
депозитариями
у
регистраторов.
ЦРД
обеспечивает
целостность
Учетной
системы и
является ее
организующим
и
коммуникационным
центром. ЦРД
обеспечивает
базовым
депозитариям
телекоммуникационный
доступ к
счетам
номинальных
держателей,
открытых у
регистраторов.
В рамках
своей
компетенции
ЦРД
принимает
документы,
определяющие
порядок и
стандарты
работы
Учетной
системы.
Через ЦРД и
его
политику
государство
оказывает
влияние на
инфраструктуру
фондового
рынка. ЦРД
обеспечивает
взаимодействие
российской
Учетной
системы с
учетными
системами
рынков
ценных
бумаг
иностранных
государств.
ЦРД
обеспечивает
связь с
банковской
системой и
организацию
системы
расчетов по
ценным
бумагам на
условиях
поставки
против
платежа. ЦРД
организует
процессы
обездвиживания
и
дальнейшей
дематериализации
документарных
выпусков
ценных
бумаг с
целью
повышения
доли
безналичных
ценных
бумаг на
российском
рынке. С
целью
повышения
надежности
Учетной
системы ЦРД
предоставляет
регистраторам
и
депозитариям
услуги по
дублированию
информации
о состоянии
счетов и о
совершенных
операциях.
ЦРД
должен
вести
сбалансированную
государственную
политику
при
организации
Учетной
системы и не
представлять
интересы
отдельных
участников
или их групп.
Владельцами
ЦРД должно
быть
Правительство
РФ, Банк
России и
базовые
депозитарии.
3.9. Общая
схема
взаимодействия
регистраторов
и
депозитариев
в рамках
Учетной
системы
показана на
диаграмме:
Сплошными
линиями на
диаграмме
показаны
междепозитарные
счета,
пунктирными
- счета
номинальных
держателей,
а штрих-пунктирными
- управление
счетами
базовых
депозитариев
-
номинальных
держателей
со стороны
ЦРД.
Утолщенная
сплошная
линия
соединяет
кастодиальный
депозитарий
с ведущим
базовым.
3.10. Новая
Учетная
система
расширяется
постепенно,
последовательно
включая в
себя
учетные
институты. В
переходный
период
могут
существовать
депозитарии
и
регистраторы,
включенные
в новую
Учетную
систему,
наряду с
депозитариями
и
регистраторами,
еще в нее не
попавшими и
продолжающими
работать в
прежнем
режиме.
Формирование
новой
Учетной
системы
следует
считать
завершенным
после того,
как в нее
будут
включены
все
депозитарии
и те
регистраторы
(реестродержатели),
которые
ведут
реестры
всех
эмитентов
национального
масштаба, а
также
значимых
региональных
эмитентов.
3.11. В
формировании
всей
Учетной
системы и
Центрального
расчетного
депозитария
должны
принять
участие
заинтересованные
крупные
рыночные
структуры.
Необходимо
активное
участие
государства
в лице ФКЦБ,
Минфина и
Банка
России.