Борис Васильевич Черкасский

Доклад
о построении Учетной системы российского рынка ценных бумаг

Предисловие или Как нам реорганизовать Учетную систему

В последнее время, видимо, наступил период «концептуального творчества». Концепции развития всего-чего-угодно пишет каждый-кому-не-лень. Не миновала чаша сия и автора и, не замахиваясь, правда, на глобальные проблемы морали, нравственности и развития экономики, будучи в начале 2000 года в течение трех недель безработным, он (то есть я) написал про то, каким ему (то есть мне) видится осмысленная модель Учетной системы российского рынка ценных бумаг и как надо переходить от существующей системы к будущей. Почти год эта концепция пролежала «в столе». Ее читали многие специалисты фондового рынка. Никто написанное целиком не одобрил, но, пожалуй, никто и не сказал, что все это полная чушь. И, наконец, автор решился опубликовать написанное, потому что ждать больше особо нечего, а бояться нечего совсем.

К публикуемому тексту надо отнестись осмысленно. Он заведомо не содержит истину ни в последней, ни даже в предпоследней инстанции. Я более чем уверен, что нормальная Учетная система, которая рано или поздно появится в России, будет отличаться, от того, что написано здесь – реальную жизнь с ее противоречиями и борьбой интересов не загонишь в рамки абстрактного документа. Мне хотелось бы, чтобы этот «Доклад» послужил началом дискуссии, а потом и реальных действий по построению нормальной Учетной системы, потому что тот «шанхай», который мы сейчас имеем на фондовом рынке, нормальным считать никак нельзя. Часто можно услышать такое мнение практиков: «Ради Бога, ничего не трогайте! К тому, что есть уже как-то приспособились. Оно плохо, криво, но работает. А каким будет новое, никто не знает. Где гарантии, что пытаясь сделать, как лучше, вы не испортите все окончательно?!». К сожалению, нельзя сказать, что эти опасения совсем беспочвенны. Все мы уже не раз видели, как, пробуя сделать «хорошо», ценнобумажные власти, мягко говоря, немножко мешали нормальной работе участников рынка. Все ветераны Учетной системы эти примеры помнят, а я не буду их явно называть, чтобы не навлекать на себя излишний гнев фигурантов. Тем не менее, несмотря на все страхи и опасения, я считаю, что Учетную систему фондового рынка перестраивать надо. Причем, делать это надо по некоторому, признанному большинством участников плану. Крайне маловероятно (и мы видим это на примере западных стран), чтобы хорошая Учетная система взяла бы и самоорганизовалась. Мечтать об этом не вредно, но такого не будет. Есть ли риск ошибок. Да, конечно. Однако если на деле применять пропагандируемые в докладе принципы постепенности и причинения минимального вреда, то думается, что при разумном отношении к этой реорганизации можно будет обойтись мелкими локальными неприятностями при значительном повышении эффективности системы и значительным снижением разного рода издержек.

Концепция оформлена в классическом бюрократическом жанре доклада, написана на стандартном канцелярите и по стилистике не отличается от близких к ней произведений аналогичной направленности.

Благодарю всех прошлых и будущих читателей Доклада и выражаю скромную надежду, что даже принципиальное несогласие с теми или иными предложениями, высказанными в докладе, не приведут к действиям со стороны читателей, которые могли бы причинить физический или иной материальный ущерб автору. А все спорные моменты можно и нужно будет обсудить в спокойной обстановке и прийти к разумному компромиссу.

Делать сейчас ничего не надо – опасно для жизни, бизнеса и здоровья. А вот как следует обсудить концепцию и осознать то, рациональное, что в ней, надеюсь, есть, мне кажется, было бы полезно.

Настоящий доклад содержит предложения по реформированию Учетной системы российского рынка ценных бумаг. В нем содержится краткое описание текущего состояния Учетной системы. Предложена перспективная конструкция будущей Учетной системы. Намечены пути преобразования Учетной системы. Перечислены действия, необходимые для осуществления реформы.

 

1. Доклад «О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг» и текущее состояние Учетной системы российского рынка ценных бумаг

1.1. В 1997 году ФКЦБ России, Минфином России и Банком России был подготовлен доклад «О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг» (далее - Доклад-97). Этот доклад являлся рамочным документом. Предполагалось, что содержащиеся в нем идеи и концепции в дальнейшем будут использованы для выработки стратегии развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг.

1.2. Доклад-97 содержал определения базовых понятий, необходимых для построения инфраструктуры российского рынка ценных бумаг. В нем было введено понятие «Учетной системы», состоящей из институтов, уполномоченных фиксировать права владельцев на ценные бумаги. В настоящее время Учетная система состоит из депозитариев, регистраторов и тех эмитентов, которым законодательство дает право самостоятельно вести реестры владельцев именных ценных бумаг. В Докладе-97 были описаны основные принципы и правила взаимодействия между институтами Учетной системы рынка ценных бумаг.

1.3. Доклад-97 не содержал конкретных предложений по конструированию Учетной системы. В настоящее время Учетная система российского рынка ценных бумаг не является единой, а состоит из разрозненных фрагментов, каждый из которых работает по своим не всегда совместимым с другими фрагментами правилам. В настоящее время назрела необходимость формирования при участии государства основных «несущих» конструкций Учетной системы, которые станут базисом для дальнейшего развития инфраструктурных институтов рынка ценных бумаг.

1.4. В настоящее время Учетная система российского рынка ценных бумаг состоит из нескольких десятков независимых регистраторов и ряда депозитарных систем, среди которых можно выделить следующие:
депозитарную систему Национального депозитарного центра, в основном предназначенную для обслуживания торгов государственными, муниципальными и корпоративными ценными бумагами на ММВБ;
депозитарную систему Депозитарно-клиринговой компании, основывающуюся на обслуживании торгов корпоративными ценными бумагами в РТС, на СПВБ и на обслуживании сделок, совершаемых на неорганизованных рынках;
депозитарную систему Депозитарно-расчетного союза, в основном предназначенную для обслуживания торгов на МФБ;
депозитарную систему Росбанка, в основном предназначенную для обеспечения хранения ценных бумаг клиентов более мелких депозитариев и обеспечения проведения их операций у регистраторов;
депозитарную систему Газпромбанка, в основном предназначенную для учета прав акционеров на акции Газпрома;
депозитарную систему Расчетно-депозитарного центра (С.-Петербург), в основном предназначенную для обслуживания торгов муниципальными ценными бумагами на биржах С.-Петербурга.

Следует также отметить депозитарии некоторых банков, являющихся дочерними для крупных банков нерезидентов (Чейз Манхеттен, АБН-АМРО, Дойче банк и др.), а также некоторые региональные депозитарные системы.

Однако, как уже было отмечено выше, будучи развитыми учетными институтами, перечисленные депозитарии и депозитарии, концентрирующиеся вокруг них, не образуют единую депозитарно-расчетную систему, что негативно влияет на эффективность и прозрачность российского фондового рынка.

1.5. Учетные системы развитых фондовых рынков, как правило, основываются на Центральных национальных депозитариях, которые создаются в соответствии с рекомендациями доклада Группы 30, подготовленного в конце 80-х годов. Функции центральных депозитариев разных стран, совпадая в основах, могут существенно различаться в деталях. Центральный депозитарий объединяет все учетные институты страны в единую депозитарно-расчетную систему. Центральные депозитарии, как правило, являются собственностью участников рынка ценных бумаг. В целом ряде случаев значительная доля Центрального депозитария является собственностью государства. Как правило, государство принимает активное участие в формировании Центрального депозитария, поскольку от качества инфраструктуры зависит эффективности функционирования национального рынка ценных бумаг. Центральный депозитарий формируется при участии Центрального банка, так как расчеты по ценным бумагам должны быть тесно связаны с денежными расчетами.

В некоторых странах не существует Центрального депозитария в классическом понимании. Например, в США роль центрального депозитария выполняется четырьмя крупными депозитариями при доминировании DTCC, а для государственных ценных бумаг функции центрального депозитария выполняет Федеральная резервная система. В Великобритании функции центрального расчетного института фондового рынка выполняет CREST, который депозитарием не является.

1.6. В настоящем докладе, подготовленного на основе Доклада-97 и являющегося его развитием, сформулированы конкретные предложения по реформированию Учетной системы российского рынка ценных бумаг с целью создания интегрированной системы учетных институтов, работающих на единых принципах. Реализация предложенного проекта может начаться после его обсуждения участниками рынка ценных бумаг и одобрения ими основных направлений реформирования Учетной системы.

 

2. Цели реформирования Учетной системы

2.1. Целью реформирования является построение вместо имеющегося «лоскутного одеяла» единой Учетной системы, включающей в себя все институты, уполномоченные фиксировать права собственности владельцев на ценные бумаги. Мы опоздали с началом построения такой системы, отстав от бывших стран социалистического лагеря, стран Балтии и от многих стран СНГ. Создание Учетной системы следовало начинать в 1992-1993 годах, когда можно было построить ее на «чистом месте», учитывая передовой опыт западных стран. К сожалению, время было упущено. Теперь приходится догонять ушедших вперед. Не следует разрушать появившиеся за это время и успешно функционирующие институты Учетной системы рынка ценных бумаг. Новую систему надо строить не на «руинах» старой, а по-хозяйски используя каждое уже построенное «здание», каждый успешно реализованный проект.

2.2. В единой Учетной системе должны быть стандартизированы взаимодействия между учетными институтами при проведении расчетов по ценным бумагам и совершении иных операций, необходимых для работы рынка. Стандартизация видов учетных институтов и предъявление к ним разумных типовых требований должны повысить надежность каждого учетного института в отдельности и Учетной системы в целом. Повышение надежности учетных институтов защитит владельцев ценных бумаг от случайных или намеренных неправомерных действий с их собственностью. Таким образом, не на словах, а на деле права инвестора будут защищены лучше.

2.3. Учетная система должна стремиться к обслуживанию максимально разнообразных ценных бумаг, обращающихся на рынке: акций, облигаций, векселей, складских свидетельств и т.п. Перевод обращения максимально возможного числа ценных бумаг из наличной в безналичную форму позволит значительно снизить издержки на обеспечение оборота, уменьшить риски фальсификации, утраты и, в итоге, повысить эффективность рынка. Эти цели недостижимы без развитой Учетной системы.

2.4. Следует законодательно ограничить максимальный «уровень вложенности» учетных институтов. «Депозитарная матрешка», когда депозитарий, непосредственно обслуживающий владельца, отстоит от эмитента и головного учетного института на неопределенно большое число уровней, должна быть ограничена, поскольку наличие такой матрешки не позволяет быстро и эффективно выполнять междепозитарные переводы и совершать корпоративные действия.

2.5.Одной из причин недооцененности российских ценных бумаг являются «инфраструктурные риски», при наличии которых инвестор хочет получить значительную премию за риски связанные с ненадежностью и непрозрачностью Учетных институтов. Создание единой Учетной системы призвано снизить такие риски и повысить инвестиционную привлекательность российских ценных бумаг. Отсутствие надежной Учетной системы в конце концов может привести к тому, что значительная часть торговли российскими ценными бумагами перекочует за границу, мы в большой мере можем потерять контроль за российским рынком ценных бумаг, а также лишимся доходов от торговли.

 

3. Общая конструкция Учетной системы

3.1. Учетная система состоит из следующих учетных институтов: регистраторы, базовые депозитарии, кастодиальные депозитарии, Центральный расчетный депозитарий.

3.2. Регистраторы работают на основании лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра, руководствуясь законом «О рынке ценных бумаг» и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими эту деятельность.

3.3. Базовые и кастодиальные депозитарии работают на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности, руководствуясь законом «О рынке ценных бумаг» и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими депозитарную деятельность.

3.4. Центральный расчетный депозитарий (далее ЦРД) работает на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности, руководствуясь законом «О рынке ценных бумаг», нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими деятельность Центрального расчетного депозитария и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими депозитарную деятельность, в части, распространяющейся на Центральный расчетный депозитарий.

3.5. Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг. Они открывают лицевые счета владельцам, номинальным держателям. Номинальными держателями могут быть базовые депозитарии, ЦРД и на первом этапе кастодиальные депозитарии.

Впоследствии кастодиальные депозитарии начнут работать с регистраторами не непосредственно, а через базовые депозитарии, что будет более выгодно экономически. Следствием этого станет отказ кастодиальных депозитариев от поддержания счетов номинальных держателей у регистраторов.

3.6. Базовые депозитарии являются основой Учетной системы. Базовые депозитарии ведут счета депо владельцев и междепозитарные счета кастодиальных депозитариев. Базовые депозитарии открывают междепозитарные счета в ЦРД и счета номинального держателя у регистраторов. Базовые депозитарии могут выполнять функции расчетного депозитария, осуществляя депозитарные операции на основании поручений, полученных от торговых и клиринговых систем. Базовые депозитарии могут открывать междепозитарные счета иностранным депозитариям и кастодианам и при необходимости открывать соответствующие счета у них. В отдельных случаях с целью ускорения расчетов базовые депозитарии могут открывать друг другу междепозитарные счета. Базовые депозитарии обеспечивают исполнение внутридепозитарных и междепозитарных переводов на условиях гарантий поставки против платежа.

Представляется целесообразным допустить выполнение базовыми депозитариями функций головного учетного института по выпускам ценных бумаг, в том числе по именным.

Базовыми депозитариями могут быть депозитарии, обслуживающие торговые системы, крупные кастодиальные депозитарии, в том числе с иностранным участием, ведущие региональные или межрегиональные учетные институты. Обслуживание депонентов в регионах может строиться на основе филиалов базовых депозитариев.

3.7. Кастодиальные депозитарии предназначены для ведения счетов владельцев ценных бумаг. Они не открывают междепозитарные счета другим депозитариям и иностранным учетным институтам. Кастодиальные депозитарии открывают междепозитарные счета только в базовых депозитариях. На первом этапе развития Учетной системы кастодиальные депозитарии сохраняют счета номинальных держателей у регистраторов.

Типичным кастодиальным депозитарием является депозитарий банка или брокерской конторы. Возможно наличие субрегиональных кастодиальных депозитариев.

3.8. Центральный расчетный депозитарий открывает междепозитарные счета базовым депозитариям и осуществляет расчеты по междепозитарным переводам между базовыми депозитариями. ЦРД является расчетным агентом по счетам номинальных держателей, открытых базовыми депозитариями у регистраторов. ЦРД обеспечивает целостность Учетной системы и является ее организующим и коммуникационным центром. ЦРД обеспечивает базовым депозитариям телекоммуникационный доступ к счетам номинальных держателей, открытых у регистраторов. В рамках своей компетенции ЦРД принимает документы, определяющие порядок и стандарты работы Учетной системы. Через ЦРД и его политику государство оказывает влияние на инфраструктуру фондового рынка. ЦРД обеспечивает взаимодействие российской Учетной системы с учетными системами рынков ценных бумаг иностранных государств. ЦРД обеспечивает связь с банковской системой и организацию системы расчетов по ценным бумагам на условиях поставки против платежа. ЦРД организует процессы обездвиживания и дальнейшей дематериализации документарных выпусков ценных бумаг с целью повышения доли безналичных ценных бумаг на российском рынке. С целью повышения надежности Учетной системы ЦРД предоставляет регистраторам и депозитариям услуги по дублированию информации о состоянии счетов и о совершенных операциях.

ЦРД должен вести сбалансированную государственную политику при организации Учетной системы и не представлять интересы отдельных участников или их групп. Владельцами ЦРД должно быть Правительство РФ, Банк России и базовые депозитарии.

3.9. Общая схема взаимодействия регистраторов и депозитариев в рамках Учетной системы показана на диаграмме:

Сплошными линиями на диаграмме показаны междепозитарные счета, пунктирными - счета номинальных держателей, а штрих-пунктирными - управление счетами базовых депозитариев - номинальных держателей со стороны ЦРД. Утолщенная сплошная линия соединяет кастодиальный депозитарий с ведущим базовым.

3.10. Новая Учетная система расширяется постепенно, последовательно включая в себя учетные институты. В переходный период могут существовать депозитарии и регистраторы, включенные в новую Учетную систему, наряду с депозитариями и регистраторами, еще в нее не попавшими и продолжающими работать в прежнем режиме. Формирование новой Учетной системы следует считать завершенным после того, как в нее будут включены все депозитарии и те регистраторы (реестродержатели), которые ведут реестры всех эмитентов национального масштаба, а также значимых региональных эмитентов.

3.11. В формировании всей Учетной системы и Центрального расчетного депозитария должны принять участие заинтересованные крупные рыночные структуры. Необходимо активное участие государства в лице ФКЦБ, Минфина и Банка России.

 

P.S. Настоящий доклад публикуется на данном сайте с разрешения автора

оглавление                            дальше

 

Hosted by uCoz