7. Регистраторы

7.1. Регистраторы являются существенным звеном Учетной системы. Являясь головными учетными институтами по выпускам именных ценных бумаг, они оказывают услуги эмитенту по сбору и предоставления ему реестров владельцев именных ценных бумаг, а также ведут лицевые счета зарегистрированных лиц: владельцев, номинальных держателей и других.

7.2. В будущем целесообразно внести изменения в законодательные акты, которые разрешат регистраторам совмещение деятельности по ведению реестров владельцев ценных бумаг и депозитарной деятельности, поскольку функции ведения счетов клиентов у регистраторов и депозитариев, различаясь во многих существенных деталях, совпадают в своей основе.

7.3. В этом случае возможно образование региональных базовых депозитариев путем слияния ведущих региональных регистрационных и депозитарных центров, которые зачастую были образованы разделением одного юридического лица в соответствии с требованиями нормативных актов.

7.4. В дальнейшем крупные регистраторы должны сосредоточить у себя ведения абсолютного большинства реестров национального и регионального уровня. В будущем возможно осуществление крупными регистраторами функций базовых депозитариев с получением ими соответствующего статуса.

7.5. Небольшие регистраторы впоследствии могут полностью отказаться от ведения лицевых счетов зарегистрированных лиц и стать подразделениями эмитента или остаться самостоятельными и продолжить выполнение функций агента эмитента на фондовом рынке, в частности, по организации сбора и передаче эмитенту реестра владельцев именных ценных бумаг. Такие регистраторы перестают быть институтами Учетной системы.

7.6. Выбор специализации регистраторов осуществляется ими самостоятельно на основе потребностей эмитентов, инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг.

 

8. Брокерские депозитарии

8.1. Допускается совмещение брокерской деятельности и депозитарной деятельности одним юридическим лицом. Если брокер является номинальным держателем у регистратора и/или ведет счета, которые фиксируют права его клиентов на ценные бумаги, то такой брокер признается осуществляющим депозитарную деятельность и совмещающим ее с брокерской. В соответствии с законом ведение депозитарной деятельности происходит на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности в соответствии с общими требованиями к депозитариям.

8.2. Брокер может отказаться от осуществления депозитарной деятельности и вести операции по счетам своих клиентов, открытым в других депозитариях, будучи уполномочен своим клиентам отдавать поручения по соответствующим счетам депо (разделам счетов депо)

8.3. Брокеры самостоятельно определяют, будут ли они вести депозитарную деятельность.

8.4. Как правило, брокерские организации, осуществляющие депозитарную деятельность являются кастодиальными депозитариями. В отдельных случаях возможно осуществления крупнейшими брокерскими конторами функций базового депозитария с получением соответствующего статуса.

8.5. Депозитарии организаций, совмещающих брокерскую и депозитарную деятельность, выполняют операции по счетам депо клиентов не только на основании поручений клиентов, но и на основании поручений брокерских подразделений, имеющих полномочия, переданные им клиентами. Организации-совместители обязаны принимать необходимые меры по снижению для клиентов рисков несанкционированных операций. Контролирующие органы могут вводить дополнительные требования к организациям-совместителям с целью снижения соответствующих рисков.

 

9. Резервный депозитарий

9.1. Резервный депозитарий осуществляет свою деятельность в интересах государства и ведет счета депо лиц, ставших владельцами ценных бумаг в результате процессов, происходивших в государстве (например, приватизация) и не могущих или не считающих нужным пользоваться платными услугами институтов Учетной системы.

9.2. После восстановления рынка государственных ценных бумаг резервный депозитарий может быть также использован государством для фиксации прав покупателей государственных ценных бумаг с целью предоставления им дешевого сервиса и стимулирования вложения средств в государственные ценные бумаги. Наличие подобного обслуживания владельцев государственных ценных бумаг характерно для развитых стран.

9.3. Главными критериями работы резервного депозитария является надежность и низкая стоимость предоставляемых услуг. Качество и перечень предоставляемых услуг определяется решениями государственных органов.

9.4. Обслуживание клиентов в резервном депозитарии должно быть бесплатным или осуществляться по минимальным тарифам, с учетом льгот для части клиентов, предоставляемых исходя из их социального или материального положения. Необходимые дотации, обеспечивающие функционирование резервного депозитария, должно осуществлять государство, возможности которого определят сроки начала функционирования резервного депозитария.

9.5. В дальнейшем резервный депозитарий сможет взять на себя обслуживание значительной части клиентов, для которых оплата услуг регистраторов является обременительной.

9.6. Резервный депозитарий в ряде случаев берет на себя обслуживание клиентов депозитариев, прекративших работу. В частности, резервный депозитарий принимает списки депонентов, не востребовавших свои ценные бумаги в ликвидируемом депозитарии. Резервный депозитарий является архивом невостребованных счетов депо.

9.7. Резервный депозитарий открывает счета депо для хранения арестованных ценных бумаг и для хранения ценных бумаг, переданных в депозит нотариусу.

9.8. Резервный депозитарий должен быть организован в качестве подразделения ЦРД. В дальнейшем возможно его отделение от ЦРД в качестве дочерней организации. Возможно частичное исполнение функций резервного депозитария базовыми депозитариями на основании договоров с ЦРД.

 

10. Международное сотрудничество

10.1. Международные междепозитарные связи способствуют интеграции России в единое экономическое пространство путем создания условий для осуществления расчетов по ценным бумагам российских и иностранных эмитентов.

10.2. Возможность осуществления расчетов по ценным бумагам упростит иностранным инвесторам доступ на рынок ценных бумаг Российской Федерации и повысит конкурентоспособность и оценку российских ценных бумаг. В то же время легальная и прозрачная система учета прав на ценные бумаги даст возможность контролировать происходящие события, а в ряде случаев вносить необходимые коррективы.

10.3. Наличие взаимных междепозитарных отношений позволит российским инвесторам при наличии соответствующих разрешений на вывоз капитала становиться легальными владельцами иностранных ценных бумаг, что создаст потенциальную возможность уменьшить притягательность незаконного вывоза капитала и оставить иностранные ценные бумаги на территории Российской Федерации в сфере контроля государства.

10.4. Базовые депозитарии могут открывать взаимные междепозитарные счета иностранным учетным институтам. ЦРД следует способствовать развитию международного сотрудничества и международных операций базовых депозитариев.

10.5. Приоритетом в международной работе ЦРД является организация междепозитарного взаимодействия и сотрудничества центральных депозитариев в рамках СНГ и с иными постсоветскими республиками. Необходимо по мере возникновения экономической потребности установление с центральными депозитариями взаимных междепозитарных отношений. Необходимо создать ассоциацию центральных депозитариев СНГ с целью разработки совместимых правил ведения депозитарной деятельности и координации действий с целью создания единого учетного пространства. ЦРД должен стремиться стать методическим и расчетным центром Учетных систем СНГ.

10.6. По мере необходимости ЦРД следует установить взаимные междепозитарные отношения с международными депозитарно-клиринговыми системами (Euroclear, Cedel, Clearstream, Intersettle) и центральными национальными депозитариями или соответствующими структурами других стран (DTCC, DBC, Sicovam, Crest, и т.п.).

10.7. ЦРД совместно с Банком России осуществляет контроль за исполнением международных переводов ценных бумаг, пересекающих границу Российской Федерации.

10.8. ЦРД следует вступить в ECSDA (European Central Securities Depository Association - Европейская ассоциация центральных депозитариев) и принимать активное участие в ее работе, представляя интересы России и участвуя в разработке директивных документов ассоциации.

 

11. Мероприятия, необходимые для начала реформирования Учетной системы

11.1. Чрезвычайно важно не только предложить правильную конструкцию новой Учетной системы, но и разработать реалистичный процесс перехода от существующей Учетной системы к новой. Без продуманного процесса перехода, который бы учитывал интересы участников рынка ценных бумаг и давал бы им возможность приспособиться к новой реальности, даже идеальная конструкция не может быть реализована.

11.2. Предлагаемая конструкция новой Учетной системы отличается тем, что переходить к ней можно постепенно, не мешая работе существующей системы, а только предоставляя участникам новые возможности, реализация которых приведет к постепенному отмиранию неэффективных функций.

11.3. В этом разделе мы перечислим мероприятия, которые по мнению авторов необходимо выполнить, чтобы приступить к реформированию Учетной системы. Среди них перечислены нормативные документы, которые необходимо принять или переработать, с целью создания комфортной законодательной среды и практические действия, которые необходимо осуществить. В настоящем докладе не оцениваются возможные сроки проведения перечисленных мероприятий. Сроки зависят от того, какие усилия будут приложены для реализации предложенного плана.

11.4. После успешного завершения мероприятий, перечисленных в настоящем разделе, будут заложены основные конструкции новой Учетной системы и первый этап ее строительства можно будет считать завершенным.

11.5. В качестве первого шага следует рассматривать публикацию настоящего доклада и организацию его реального обсуждения среди профессиональных участников рынка, эмитентов и крупных инвесторов.

11.6. Внесение корректив в доклад по результатам обсуждения и принятие государственной программы развития Учетной системы рынка ценных бумаг.

11.7. Принятие новых редакций Указа Президента РФ и Постановления Правительства РФ об организации Центрального расчетного депозитария (ЦРД).

11.8. Организация ЦРД на новой правовой основе. Подготовка ЦРД к осуществлению своих функций. Принятие документов, регламентирующих работу ЦРД. Разработка требований к базовым депозитариям. Прием первых базовых депозитариев в число владельцев ЦРД. Разработка регламентов взаимодействия ЦРД, базовых депозитариев и регистраторов.

11.9. Принятие поправок в закон “О рынке ценных бумаг” в части, относящейся к регистраторской и депозитарной деятельности и к порядку фиксации прав собственности на ценные бумаги.

11.10. Оборудование ЦРД вычислительной техникой и начало эксплуатации программного обеспечения. Организация линий связи и утверждения протоколов связи между ЦРД, базовыми депозитариями и регистраторами.

11.11. Принятие ЦРД регламентов по шифрованию сообщений и использованию электронных документов при междепозитарном взаимодействии и при взаимодействии с регистраторами. Организация процедуры выдачи ключей шифрования и верификации сообщений и электронных документов.

11.12. Объединение ЦРД с Трансфер-агентским центром (ТАЦ).

11.13. Отмена запрета на совмещение выполнения функций расчетного депозитария с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также с другими видами предпринимательской деятельности при введении механизмов надлежащего контроля за деятельностью совместителей.

11.14. Заключение договоров о взаимодействии между ЦРД, базовыми депозитариями и регистраторами. Открытие необходимых счетов ЦРД у регистраторов и базовыми депозитариями в ЦРД.

11.15. Начало осуществление расчетов по счетам базовых депозитариев - номинальных держателей, открытых у регистраторов.

11.16. Начало осуществления расчетов по счетам базовых депозитариев, открытых в ЦРД.

11.17. Принятие новых стандартов присвоения номеров государственной регистрации выпускам ценных бумаг.

11.18. Начало исполнения ЦРД функций Национального нумерующего агентства.

11.19. Начало исполнения ЦРД функций Центральной базы данных рынка ценных бумаг.

11.20. Подготовка и принятие ФКЦБ при участии иных заинтересованных органов и участников рынка новых согласованных редакций положений о депозитарной, регистраторской и брокерской деятельности (постановления №№ 21, 27, 36), соответствующих требованиям государственной программы развития Учетной системы.

11.21. Внесение Банком России необходимых изменений в свои документы, относящихся к депозитарной деятельности кредитных организаций и регламентирующих ведение депозитарного учета.

11.22. Организация взаимодействия с МГИ и РФФИ. Начало исполнения ЦРД по поручениям МГИ и РФФИ функций оператора по государственному пакету акций и организация инвентарного учета акций государственного пакета.

11.23. Согласованная переработка ПАРТАД и НАУФОР стандартов осуществления депозитарной, регистраторской и брокерской деятельности с целью приведения их в соответствие с новыми нормативными документами.

11.24. Организация ЦРД взаимодействия с Банком России и с банками с целью осуществления переводов ценных бумаг на условиях ППП (поставка против платежа). Начало осуществления переводов ценных бумаг на условиях ППП.

11.25. Принятие основных правил обездвиживания и дематериализации ценных бумаг ранее выпущенных в документарной форме. Начало сбора и распространения ЦРД сведений о признаках подлинности и платежности обращающихся сертификатов ценных бумаг и о сертификатах ценных бумаг, на обращение которых наложены ограничения. Организация системы проверки сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежность.

11.26. Разработка ЦРД совместно с базовыми депозитариями стандартов междепозитарного взаимодействия. Разработка ЦРД совместно с базовыми депозитариями и регистраторами стандартов совершения операций по счетам номинальных держателей. Использование разработанных стандартов в рекомендательном режиме.

11.27. Увеличение числа базовых депозитариев - совладельцев ЦРД, заключение ими и ЦРД договоров о взаимодействии. Включение в Учетную систему новых регистраторов. Выполнение ЦРД переводов по счетам новых участников базовых депозитариев - номинальных держателей у регистраторов, включенным в Учетную систему.

11.28. Первый этап построения новой Учетной системы следует считать завершенным, после того, как объем ценных бумаг, на счетах, находящихся в ЦРД, под управлением ЦРД и на счетах базовых депозитариев - участников ЦРД, можно будет ориентировочно оценить, как четверть всего объема эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.

P.S. Настоящий доклад публикуется на данном сайте с разрешения автора

предыдущая        оглавление        дальше

 

Hosted by uCoz